Парады дэфектолага

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя дошкольного образования в работе          по развитию речи с детьми с ТНР

    Успешное осуществление коррекционно-педагогической работы в условиях учреждения дошкольного образования и группы для детей с ТНР предполагает взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и воспитателей. Руководство коррекционной работой по формированию правильной речи у дошкольников осуществляется учителем-дефектологом.   Успешное осуществление коррекционно-педагогической работы в условиях УДО и группы для детей с ТНР предполагает взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и воспитателей. Руководство коррекционной работой по формированию правильной речи у дошкольников осуществляется учителем-дефектологом. Педагоги обсуждают те­мы ближайших занятий, план их проведения с учётом уровня речевого развития детей; согласовывают содержание работы на занятиях, методы обучения и закрепления речевых навыков; при изучении каждой темы намечают словарный минимум, необходимый для усвоения детьми; уточняют, каким типам предложений необходимо обучать детей в соответствующий период обучения.

       Преемственность в работе учителя-дефектолога и воспита­телей группы для детей с ТНР начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована. Совместную работу учителя-дефектолога и воспитателей можно разделить на три этапа: организационный, основной, итоговый.

       На организационном этапе взаимодействия учитель-дефектолог знакомит воспитателей с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР. В первые две недели сентября учитель-дефектолог обследует речь детей, по­ступивших в группу, и заполняет речевые карты. В это время воспитатели изучают знания и умения детей, опираясь на раз­делы программы «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи». После проведения обследования и заполнения документов результаты обсуждаются, намечается перспективный план работы с детьми. Затем составляется сетка занятий педагогов, уточняется график работы учителя-дефектолога. Эти документы согласовываются    и утверждаются за­ведующим учреждения дошкольного образования.

        Учитель-дефектолог даёт рекомендации воспитателям для составления календарного плана. Важно учитывать дифференцированный подход в подборе материала для занятий. В календарном плане воспитатель фиксирует список детей по подгруппам с указанием их речевого нарушения, возраста.

Учитель-дефектолог информирует воспитателей о видах и причинах речевых нарушений, о предупреждении вторичных отклонений в развитии дошкольников с ТНР, знакомит с особенностями обучения и воспитания детей. Совместными усилиями педагоги формируют позитивную установку детей на участие в занятиях. Одним из условий является создание предметно-пространственной организации группового помеще­ния, кабинета для логопедических занятий.

       Итогом работы на организационном этапе взаимодействия является составление группового и индивидуальных пла­нов работы с дошкольниками, расписания занятий с детьми, плана работы с педагогическим коллективом и родителями, информирование родителей о результатах обследования и на­правлениях коррекционно-педагогической работы.

       Основной этап взаимодействия учителя-дефектолога и вос­питателей предполагает динамическое наблюдение и кон­троль состояния речи детей, осуществление коррекционно-педагогической работы, раннее определение неблагоприятных факторов, препятствующих коррекционному воздействию.

Используя данные изучения речи детей, воспитатели со­вместно с учителем-дефектологом продумывают реализацию коррекционно-развивающего и общеобразовательного направ­лений в работе. Коррекционно-развивающее направление пре­дусматривает преодоление речевых нарушений и включает:

  • работу по практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка;

  • развитие связной речи;

  • формирование произносительной стороны речи;

  • подготовку к обучению грамоте и овладению её элемен­тами.

        Общеобразовательное направление в работе педагогов реша­ет задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечивает их интеллектуальное и личност­ное развитие. Занятия воспитателя могут предшествовать лого­педическим занятиям или проводиться после них.

           Занятия познавательного цикла (ознакомление с окружаю­щим миром, изучение художественной литературы, сенсорное воспитание, формирование элементарных математических представлений) создают условия для активизации и обогаще­ния словаря, закрепления грамматических конструкций, пра­вильного звукопроизношения. Например, при изучении темы «Мебель» воспитатель осуществляет наблюдение за мебелью в группе, составляет рассказ-описание. На занятиях по форми­рованиюэлементарных  математических представлений педагог использует «Геометрическое лото» (соотносит мебель с геометрическими формами), а также сравнивает по величине кресло, диван; пересчитывает предметы (один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев и т. д.).

         Формирование лексико-грамматического строя речи на за­нятиях воспитателя осуществляется поэтапно. Вначале детей знакомят с изучаемым явлением, затем дети учатся с помо­щью образца речи педагога понимать словесные обозначения данных явлений. После этого воспитатель организует речевую практику детей с целью закрепления изучаемых явлений.

       Учитель-дефектолог с воспитателем определяют словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), ко­торый детям необходимо понимать и уметь практически упо­треблять. Уточняются типы предложений, которые могут использоваться детьми в определённый период обучения, и уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.

         На занятиях эстетического цикла (лепка, рисование, ап­пликация, конструирование, музыкальное воспитание) созда­ются условия для развития коммуникативных умений детей. Важно стимулировать и поощрять их речевую активность. Соответственно на лепке дети лепят мебель (уточняется цвет, форма, для чего предназначена), выполняется аппликация «Моя комната», конструируется стол и т. д.

        Эффективным способом для побуждения к речи являет­ся создание проблемных ситуаций. Так, если воспитатель кому-то из детей «забывает» положить клей, геометрическую форму, картинку и другое, ребёнок вынужден попросить недо­стающее. Кроме того, используются такие приёмы, как:

  • выполнение ребёнком поручений и просьб со стороны взрослого;

  • создание воображаемых ситуаций через имитацию речевых и неречевых звуков в процессе подражания животным и копирования действий взрослого;

  • опосредованное общение через игрушку;

  • показ, рассматривание и называние предмета, активные действия с ним;

  • составление предложения по следам демонстрации действий, вопросам, картинке, опорным словам;

  • чёткое проговаривание каждого слова в образце и за­медление темпа речи взрослого.

Воспитатель закрепляет речевые умения детей, полученные на логопедических занятиях. Для этого используются:

  • оречевление действий детей: одевание, раздевание, корм­ление, умывание. Воспитатель использует фразы: «Пошли мыть руки», «Сейчас будем мыть руки», «Пора мыть руки», «Сейчас будем заниматься», «Приготовьтесь к занятию» и т. д.;

  • ответы на вопросы, обращения ребёнка;

  • совместное обсуждение с учителем-дефектологом темы бли­жайших занятий с учётом уровня речевого развития детей;

  • совместное определение содержания занятий: требовать ли от ребёнка развёрнутых ответов на вопросы или ограничи­ваться пониманием инструкций взрослого;

  • приёмы по формированию умения вслушиваться в речь, понимать её содержание.

Развитие восприятия речи осущест­вляется во все режимные моменты; в процессе наблюдения, экскурсий.

         Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжё­лыми нарушениями речи вне занятий проводится воспита­телем во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умыва­ние или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных осо­бенностей детей. Например, когда дети умываются, педагог говорит о том, что они моют (лицо, шею, уши, руки), чем моют (водой, мылом, щёткой), какое мыло (душистое, белое, розовое, туалетное), чем вытираются (полотенцем белым, чи­стым, с полосками...).

       В процессе игры воспитатель развивает умение взаимодей­ствовать со сверстниками, учит подчинять или ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, осуществлять самоконтроль за своей речью и действиями.

        Воспитатель использует приёмы по развитию мелкой мото­рики: учит складывать мозаики, фигуры из палочек, собирать рассыпанные пуговицы, карандаши; тренирует в застёгива­ний и расстёгивании одежды, развязывании и завязывании шнурков.

      У детей с ТНР встречаются как трудности с ответами, так и ошибочные ответы. В этих случаях педагог не делает заме­чания, которые вызывают негативную реакцию. Возможны такие варианты исправления ошибок, как:

  • привлечение внимания всех детей к данному ответу, определение его правильности или ошибочности;

  • предложение кому-то из детей исправить ошибки;

  • повторение правильного ответа хором, затем индивиду­ально с ребёнком, допустившим ошибку, и др.

        Одним из условий повышения качества коррекционно-педагогической работы является заинтересованность педагога в её результатах, желание и постоянная готовность оказать помощь ребёнку. Дети с ТНР очень чувствительны не только к содержанию обращенной речи педагога, но и к её интонаци­онному оформлению. Речь педагога должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз между вопросом, заданным ребёнку, и его ответом.

       В «Тетради преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя» записываются задания для работы с подгруп­пой детей, индивидуально. Например, отдельные артикуляци­онные упражнения, повторение текстов, стихотворений, игры по совершенствованию словарного запаса детей и грамматиче­ского строя речи и т. д. Можно включить варианты упражне­ний по развитию мышления, внимания, памяти, различению звуков. Главное условие заключается в том, что виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю учителем-дефектологом. В графе учёта воспитатель, как правило, отмечает освоенность материала детьми, у кого и в связи с чем возникали трудности. Вариант записи может быть следующий: материал усвоен полностью (+), материал усвоен частично (+ -), материал не усвоен (-).

поделиться в: